понедельник, 7 сентября 2020 г.

К изучению вопроса о возникновении религии и значении анимизма ( 10 класс, всемирная история)

 

К изучению вопроса о возникновении религии и значении анимизма

(§ 2 «Первобытная история человечества», пункт «Появление религии и искусства»[1])

При изучении вопроса о возникновении религии в 10 классе авторами учебного пособия по всемирной истории предлагается схема «Ранние формы религии» (с. 20 учебного пособия), которая представляет анимизм как обобщающую форму древнего религиозного сознания, неразрывно связанную с вторичными формами. Для того, чтобы учителю было проще объяснить учащимся вопросы возникновения религии, предлагается данный материал.

Когда речь идет о понимании традиционных, ранних, «первобытных» форм религии в постсоветской системе школьного, и не только школьного образования часто еще используется старая схема, когда всеобщими, важнейшими и равнозначными формами древнейшей религии называют анимизм, тотемизм и фетишизм. 

Эту схему еще в конце XIX века разработал американский ученый Эдуард Тайлор в своей фундаментальной работе «Первобытная культура». Для того времени такая классификация была совершенно новаторской. Ученый впервые свел воедино и предложил осмысленную классификацию для древних верований периода родового общества, которые ранее представлялись совершенно хаотическими, изобиловали массой непохожих и противоречивых деталей, казалось бы, глобально отличались от региона к региону, а тем более на разных континентах. Эдуард Тайлор собрал громадный фактологический материал, который однозначно доказывал, что все разнообразие записанного этнологами религиозного опыта можно свести к нескольким обобщающим формам. При этом Тайлор представлял анимизм как обобщающую форму, которая содержит в себе вторичные формы религиозного сознания. 

Позднее классификация Тайлора попала в советскую марксистскую науку и приобрела форму признанной классики. При этом она несколько видоизменилась и стала представляться, как состоящая из трех практически равных понятий. Так и появилась данная трехкомпонентная схема: анимизм, тотемизм и фетишизм. Эти три понятия стали представлять как обобщающие структурные компоненты, основные формы древнейшего религиозного сознания, доказывался их универсальных характер. Естественно, что в этом случае данная классификация транслировалась и в советском образовании, а теперь и в постсоветском. 

Развернувшиеся еще с конца XIX века научные дискуссии показали, что представленные в схеме Эдуарда Тайлора структурные единицы совершенно не равнозначны. 

Первым подвергли критике всеобщий характер тотемизма. Тотемизм – это вера в происхождение человеческих родов-коллективов от животных или даже от растительных предков, сохранение религиозно-обрядовой и культовой связи коллектива с предками-животными определенного вида. Термин пошел от названия столба с изображениями животных предков у северомериканского племени оджибве. Среди других североамериканских племен существовали аналогичные представления. 

Однако сразу многие ученые поставили под сомнение наличие тотемизма во всех человеческих сообществах и на всех континентах, то есть всеобщий характер его распространения. Стало понятно, что даже когда существовало, например, мифологическое представление о происхождении рода или племени от животного, это не значило, что существовали культы религиозной связи именно с этим животным. Например, рассказ о происхождении киргизского народа повествует, что 40 девушек имели связь с волками, от чего и пошел народ. Но миф скорее показывает волка как представителя неких божественных сил, а не именно животное. Кстати, напомним, что схожее описание знают белорусско-литовские летописи, повествуя об одном из соратников Палемона, который поселился в месте, где жило множество волков, но новоприбывшие жили с ними в мире, отсюда и пошло название поселения Вилькомир. Явный средневековый рассказ о происхождении названия, который может опирается на древнюю мифологию. Но при наличии подобных рассказов мы не наблюдаем именно тотемистического поклонения волку ни у киргизов, ни у литовцев, ни у белорусов. То есть в полном объеме тотемизм мы не фиксируем. 

Окончательную точку в споре поставила книга выдающегося французского антрополога Клода Леви-Стросса «Тотемизм сегодня», первая глава которой носит говорящее название «Тотемическая иллюзия». С этого времени к тотемизму относятся, как к частной форме религиозного сознания, которая была локально распространена преимущественно в части Северной Америки и в Австралии, и не носила всеобщего характера. 

При этом долгое время в советской этнографической науке еще стремились доказывать, что тотемизм был присущ всем человеческим коллективам на определенном этапе их существования. Любое упоминание в легендах, мифах, сказках о связи людей с животными рассматривалось как доказательство пережитков тотемизма. Например, для восточных славян особое значение придавалось образу медведя с запретом поедания его мяса и т.д. Сейчас вряд найдется ученый, который будет утверждать о существовании в древности мифов о происхождении славян от медведя.
        Фетишизм изначально не имел шансов на отдельную, самостоятельную и всеобщую форму религиозного сознания. Фетишизм – это поклонение предметам, которые, как верят, помогают человеку. Также фетишем могут быть части предмета, которые несут, по представлениям древних, свойства самого предмета. Они наделены магической силой. В фетишизме хорошо заметна его подчиненная роль, о чем еще писал сам Тайлор, так как эти идеи напрямую связаны собственно с анимизмом. 
       Анимизм – вера в существование духа, души в каждом живом существе, в каждом предмете, в каждом явлении природы. Надо отметить, что многие ученые атаковали и сам термин анимизм, указывая на многие недостатки и ограниченность термина для научного дискурса. Неожиданно на помощь пришли представители самих народов, которые исповедовали еще древние религиозные формы. Они как раз утверждали, что Эдуард Тайлор очень точно определил суть их верований. Поэтому хоть научные дискуссии и продолжаются, но сам термин прочно занял свое одно из доминирующих мест в схемах развития древнейшего религиозного сознания.
   Таким образом, до сих пор идет спор о соотношении различных форм первобытных религиозных верований – анимизма, тотемизма, фетишизма, магии, шаманизма. Научный мир признавая все эти формы, тем не менее, стремится найти наиболее правильное их соотношение. Спор может быть бесконечен… Но для целей образования наиболее приемлемой является точка зрения, что анимизм является обобщающей формой древнего религиозного сознания, которая неразрывно связана с вторичными формами сознания. Ведь сами эти вторичные формы исходили из основополагающей идеи, что каждому существу и предмету присуща некая нематериальная сущность – дух, душа.

Ранние формы религии представлены в учебном пособии в виде схемы. Именно по ней, учащимся необходимо понять соотношение анимизма, тотемизма, магии и шаманизма в сознании древнего человека. После объяснения.

При изучении данного вопроса необходимо обратить внимание учащихся, что зарождение религии – это важнейший этап в развитии человеческой культуры и человека как духовного существа. Древние люди верили во всеохватывающую одушевленность окружающего их мира, в существование духов растений, камней, рек, звезд, т.е. духов природы, духов предков, духов душ. Это стало толчком к зарождению ранних форм религии.

Также необходимо отметить, что поздний палеолит отмечен глубокими изменениями в духовной жизни человека. В это время возникли ранние земледельческие политеистические религии (политеизм – (от греч. поли – много, теос – бог) многобожие). Наряду с верой в примитивных духов, живших рядом с человеком, появились представления о сверхъестественных существах, богах, пребывавших в отделенном от людей мире. Боги олицетворяли природные силы, от которых зависела жизнь людей: солнце, дождь, ветер, небо и т.д. Главным божеством, которому поклонялись земледельческие племена была богиня-мать – воплощение плодородия земли.

В учебном пособии предлагаются задания, связанные с изучением нового материала, которые можно использовать на учебном занятии. Например:

 

Ответом будет – фетишизм, анимизм, тотемизм, шаманизм.


  Также можно предложить учащимся определить, о каких формах анимизма идет речь в книге Дж. Фрэзера «Золотая ветвь»[2]. Например:

А) «Индейцы Британской Колумбии питаются в основном рыбой. Если рыба не приходит в нужное время и наступает голод, шаман племени делает чучело рыбы и опускает его в воду. Этот обряд, сопровождаемый молитвами, призван побудить рыбу немедленно появиться» (магия);

б) «В Норвегии до конца XVIII в. существовал обычай собирать круглые камни, которые каждый четверг мыли, смазывали маслом перед огнем, клали на почетное место, а в определенные дни купали в пиве, чтобы они послали в дом счастье и довольство» (фетишизм);

в) «Однажды кто-то убил ворону. Несколько дней спустя умер человек из клана вороны. Болел он уже несколько дней, но умерщвление вороны ускорило его смерть» (тотемизм);

г) «Все первобытные народы соблюдают запрещение будить спящего: ведь душа его отсутствует и может не успеть возвратиться, и человек, если он проснётся без души, заболеет. Если разбудить спящего абсолютно необходимо, делать это следует постепенно, чтобы у души было время вернуться..» (анимизм);

д) «Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья. Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе путь, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека — предка рода Черепахи» (тотемизм);

е) «На двух экваториальных островах… где в полдень предметы очень мало или совсем не отбрасывают тени, жители придерживаются правила в полдень не выходить из дома» (анимизм);

ж) «В деревне около Дерпта (современный Тарту) испытывали необходимость в дожде, обычно трое мужчин взбирались на высокие ели в священной роще. Один из них в подражание грому бил молотком по котелку или небольшому бочонку; второй в подражание молнии высекал искры из горящих головней, а третий — его называли «вызыватель дождя» — разбрызгивал во все стороны воду из сосуда с помощью связки веток» (магия);

з) «Дакоты поднимают с земли простые булыжники, раскрашивают их и приносят им жертвоприношения, называя дедам» (фетишизм).

 

Домашним заданием, которое связано с историей Беларуси и может трансформироваться в проектную работу может стать следующее: «Приведите примеры представлений анимизма, до сих пор существующих в культуре белорусов».


А.А. Прохоров

заведующий кафедрой истории древнего мира и средних веков БГУ,

кандидат исторических наук, доцент;

 

С.А. Кудрявцева

заместитель директора Национального института образования по редакционно-издательской работе




[1] Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. : учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. Обучения (с электронным приложением для повышенного уровня) / А. А. Прохоров [и др.] ; под ред. А. А. Прохорова.— Минск : Изд. центр БГУ, 2019. – с. 19-21.

[2] Фрэзер Дж. Дж. «Золотая ветвь» // Режим доступа: https://www.100bestbooks.ru/item_info.php?id=6263; дата доступа: 15.04.2020

Конструктор интерактивных заданий BoxApps

  Конструктор интерактивных заданий BoxApps С.А. Кудрявцева, И.Л. Харевич        Для создания интерактивных упражнений существует большое ...