К изучению вопроса
о возникновении религии и значении анимизма
(§ 2 «Первобытная история человечества», пункт «Появление
религии и искусства»[1])
При изучении вопроса о возникновении религии в 10 классе авторами учебного пособия по всемирной истории предлагается схема «Ранние формы религии» (с. 20 учебного пособия), которая представляет анимизм как обобщающую форму древнего религиозного сознания, неразрывно связанную с вторичными формами. Для того, чтобы учителю было проще объяснить учащимся вопросы возникновения религии, предлагается данный материал.
Когда речь идет о понимании традиционных, ранних, «первобытных» форм религии в постсоветской системе школьного, и не только школьного образования часто еще используется старая схема, когда всеобщими, важнейшими и равнозначными формами древнейшей религии называют анимизм, тотемизм и фетишизм.
Эту схему еще в конце XIX века разработал американский ученый Эдуард Тайлор в своей фундаментальной работе «Первобытная культура». Для того времени такая классификация была совершенно новаторской. Ученый впервые свел воедино и предложил осмысленную классификацию для древних верований периода родового общества, которые ранее представлялись совершенно хаотическими, изобиловали массой непохожих и противоречивых деталей, казалось бы, глобально отличались от региона к региону, а тем более на разных континентах. Эдуард Тайлор собрал громадный фактологический материал, который однозначно доказывал, что все разнообразие записанного этнологами религиозного опыта можно свести к нескольким обобщающим формам. При этом Тайлор представлял анимизм как обобщающую форму, которая содержит в себе вторичные формы религиозного сознания.
Позднее классификация Тайлора попала в советскую марксистскую науку и приобрела форму признанной классики. При этом она несколько видоизменилась и стала представляться, как состоящая из трех практически равных понятий. Так и появилась данная трехкомпонентная схема: анимизм, тотемизм и фетишизм. Эти три понятия стали представлять как обобщающие структурные компоненты, основные формы древнейшего религиозного сознания, доказывался их универсальных характер. Естественно, что в этом случае данная классификация транслировалась и в советском образовании, а теперь и в постсоветском.
Развернувшиеся еще с конца XIX века научные дискуссии показали, что представленные в схеме Эдуарда Тайлора структурные единицы совершенно не равнозначны.
Первым подвергли критике всеобщий характер тотемизма. Тотемизм – это вера в происхождение человеческих родов-коллективов от животных или даже от растительных предков, сохранение религиозно-обрядовой и культовой связи коллектива с предками-животными определенного вида. Термин пошел от названия столба с изображениями животных предков у северомериканского племени оджибве. Среди других североамериканских племен существовали аналогичные представления.
Однако сразу многие ученые поставили под сомнение наличие тотемизма во всех человеческих сообществах и на всех континентах, то есть всеобщий характер его распространения. Стало понятно, что даже когда существовало, например, мифологическое представление о происхождении рода или племени от животного, это не значило, что существовали культы религиозной связи именно с этим животным. Например, рассказ о происхождении киргизского народа повествует, что 40 девушек имели связь с волками, от чего и пошел народ. Но миф скорее показывает волка как представителя неких божественных сил, а не именно животное. Кстати, напомним, что схожее описание знают белорусско-литовские летописи, повествуя об одном из соратников Палемона, который поселился в месте, где жило множество волков, но новоприбывшие жили с ними в мире, отсюда и пошло название поселения Вилькомир. Явный средневековый рассказ о происхождении названия, который может опирается на древнюю мифологию. Но при наличии подобных рассказов мы не наблюдаем именно тотемистического поклонения волку ни у киргизов, ни у литовцев, ни у белорусов. То есть в полном объеме тотемизм мы не фиксируем.
Окончательную точку в споре поставила книга выдающегося французского антрополога Клода Леви-Стросса «Тотемизм сегодня», первая глава которой носит говорящее название «Тотемическая иллюзия». С этого времени к тотемизму относятся, как к частной форме религиозного сознания, которая была локально распространена преимущественно в части Северной Америки и в Австралии, и не носила всеобщего характера.
Ранние формы религии представлены
в учебном пособии в виде схемы. Именно по ней, учащимся необходимо понять
соотношение анимизма, тотемизма, магии и шаманизма в сознании древнего
человека. После объяснения.
При изучении данного вопроса
необходимо обратить внимание учащихся, что зарождение религии – это важнейший
этап в развитии человеческой культуры и человека как духовного существа.
Древние люди верили во всеохватывающую одушевленность окружающего их мира, в
существование духов растений, камней, рек, звезд, т.е. духов природы, духов
предков, духов душ. Это стало толчком к зарождению ранних форм религии.
Также необходимо отметить, что поздний палеолит отмечен глубокими изменениями в духовной жизни человека. В это время возникли ранние земледельческие политеистические религии (политеизм – (от греч. поли – много, теос – бог) многобожие). Наряду с верой в примитивных духов, живших рядом с человеком, появились представления о сверхъестественных существах, богах, пребывавших в отделенном от людей мире. Боги олицетворяли природные силы, от которых зависела жизнь людей: солнце, дождь, ветер, небо и т.д. Главным божеством, которому поклонялись земледельческие племена была богиня-мать – воплощение плодородия земли.
В
учебном пособии предлагаются задания, связанные с изучением нового материала,
которые можно использовать на учебном занятии. Например:
Ответом
будет – фетишизм, анимизм, тотемизм, шаманизм.
А)
«Индейцы Британской Колумбии питаются в основном рыбой. Если рыба не приходит в
нужное время и наступает голод, шаман племени делает чучело рыбы и опускает его
в воду. Этот обряд, сопровождаемый молитвами, призван побудить рыбу немедленно
появиться» (магия);
б)
«В Норвегии до конца XVIII в. существовал обычай собирать круглые камни, которые
каждый четверг мыли, смазывали маслом перед огнем, клали на почетное место, а в
определенные дни купали в пиве, чтобы они послали в дом счастье и довольство» (фетишизм);
в)
«Однажды кто-то убил ворону. Несколько дней спустя умер человек из клана вороны.
Болел он уже несколько дней, но умерщвление вороны ускорило его смерть» (тотемизм);
г)
«Все первобытные народы соблюдают запрещение будить спящего: ведь душа его
отсутствует и может не успеть возвратиться, и человек, если он проснётся без
души, заболеет. Если разбудить спящего абсолютно необходимо, делать это следует
постепенно, чтобы у души было время вернуться..» (анимизм);
д)
«Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох.
Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья. Самая толстая черепаха,
чтобы облегчить себе путь, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор,
пока не превратилась в человека — предка рода Черепахи» (тотемизм);
е) «На двух
экваториальных островах… где в полдень предметы очень мало или совсем не
отбрасывают тени, жители придерживаются правила в полдень не выходить из дома» (анимизм);
ж) «В деревне около
Дерпта (современный Тарту) испытывали необходимость в дожде, обычно трое мужчин
взбирались на высокие ели в священной роще. Один из них в подражание грому бил
молотком по котелку или небольшому бочонку; второй в подражание молнии высекал
искры из горящих головней, а третий — его называли «вызыватель дождя» —
разбрызгивал во все стороны воду из сосуда с помощью связки веток» (магия);
з) «Дакоты поднимают
с земли простые булыжники, раскрашивают их и приносят им жертвоприношения,
называя дедам» (фетишизм).
Домашним
заданием, которое связано с историей Беларуси и может трансформироваться в
проектную работу может стать следующее: «Приведите примеры представлений анимизма, до
сих пор существующих в культуре белорусов».
А.А. Прохоров
заведующий кафедрой истории
древнего мира и средних веков БГУ,
кандидат исторических наук,
доцент;
С.А. Кудрявцева
заместитель директора Национального
института образования по редакционно-издательской работе
[1] Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. : учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. Обучения (с электронным приложением для повышенного уровня) / А. А. Прохоров [и др.] ; под ред. А. А. Прохорова.— Минск : Изд. центр БГУ, 2019. – с. 19-21.